Игровая гостиная "Веселый звук"

17.10.2024

Подготовка детей к обучению грамоте.

17.10.2024

Подготовка детей к обучению грамоте.


Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения. Почему сначала звуки, а потом буквы?

Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.

         Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

  • развитый речевой  слух
  • четкая артикуляция звуков родного языка (что  обеспечивает    правильное проговаривание)
  • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
  • выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму.

В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для  полноценного усвоения письменной формы речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения:

согласный – синий 

гласные звуки – красный цвет

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами.

Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха

11.12.2024

Игры на

развитие правильной

артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха

«Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка  прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.)

«Длинное – короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова).

Можно искать на кухне слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).

«Сломанный телевизор» Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность.

«Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и  т. Д

 «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).

«Придумать слова на заданный звук»
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и)  – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

«Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове –  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д,о,м.


Картинки со звуками

13.01.2025

Картинки со звуками


Для эффективного обучения детей элементам грамоты весь материал должен быть иллюстрированным. «Картинки со звуками» являются наглядным пособием для ознакомления детей со звуками и буквами.

В данном пособии содержится материал как для гласных, так и согласных звуков. Все картинки красочные, яркие и доступные детскому восприятию.

«Картинки со звуками»помогут родителям и педагогам объяснить своим малышам следующее:

  • слова состоят со звуков;
  • заданные звуки могут стоять в начале, в середине и в конце слова;
  • помогут называть слова на изучаемый звук;
  • запоминать слова на изучаемый звук и воспроизводить их по необходимости.

«Картинки со звуками» также будут полезны родителям и воспитателям для автоматизации проблемных звуков.

22.01.2025

Биоэнергопластика

био – человек как биологический объект;

энергия – сила, необходимая для выполнения определенной деятельности;

пластика – раскрепощенные, плавные, гибкие, эмоционально выразительные движения тела, рук.

В коррекционной работе с детьми соединение бионергопластики (плавные движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата дает более высокий результат, чем если делать это по отдельности.

Для четкой артикуляции, а соответственно и правильного произношения всех групп звуков, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.


Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.

Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук. Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала ребенок использует ведущую руку, затем отрабатывает движения второй рукой и только потом двумя руками одновременно.

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными, раскрепощенными, должна соблюдаться синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука находится на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

После того как ребенок научится выполнять упражнения правильно и словесная инструкция взрослого уже будет не нужна, упражнения можно выполнять под веселые стихотворения, для поддержания эмоциональной окрашенности действий.

Комплексы упражнений

На счет 1 — открыть рот, язык лежит спокойно, а кончик за нижними резцами. Удерживать рот в таком положении под счет до 10, затем закрыть. Кисть руки находится горизонтально, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. На счет 1 — большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх. Повторить 4-5.

Биоэнергопластика. Упражнение"Лягушка"

На счет 1 — улыбнуться, губы сомкнуты, зубы не обнажать, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергопластика. Упражнение "Слоник"

На счет 1 – вытянуть сомкнутые губы вперед, зубов не видно, удерживать губы в таком положении под счет от 1-10. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 — соединить подушечки всех пальцев в «пучок», вытянуть вперед. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергопластика. Упражнение "Змейка"

На счет 1 —  открыть рот, вытянуть губы вперед трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1-10. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить лишь выпрямленным указательный палец. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергопластика. Упражнение "Блинчики"

На счет 1 —  улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык, удерживать язык в таком положении под счет от 1-10. Кисти руки находятся горизонтально и параллельно друг к другу ладонями внутрь, на счет 1 —  кисти рук с сомкнутыми пальцами разводятся. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергопластика. Упражнение "Качели"

Вариант 1. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Пальцы сомкнуты, кисть руки округлена и приподнята в запястье, находится горизонтально, на счет 2 —  опускается вниз. Выполнять в течение 1 минуты.

Вариант 2. Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно тянутся языком к носу, то опускаться на подбородок. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На счет 1 – пальцы сомкнуты, кисть прямая, поднимается вертикально вверх, на счет 2 —  опускается вертикально вниз. Выполнять в течение 1 минуты.

Биоэнергопластика. Упражнение "Чистим зубы"

Улыбнуться, открыть рот. Под счет 1-10 делать движения кончиком языка снизу вверх по внутренней стороне нижних зубов. Пальцы сомкнуты, кисть руки опущена вниз вертикально, затем поднимается вверх. Повторить этапами 4-5 раз.

Биоэнергопластика. Упражнение "Киска сердится"

На счет 1 – отрыть рот, улыбнуться. Широкий кончик языка упереть в бугорки за нижними зубами, 2 – выгнуть язык горкой (язык выкатывается вперед). Вернуться в исходное положение – язык убирается вглубь рта, упираясь в нижние бугорки. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 2 – поднять сомкнутые пальцы «горочкой» ладонью вниз. Повторить 10-15 раз.

Биоэнергопластика. упражнение "Часики"

Улыбнуться, открыть рот.  Под счет 1-10 делать движения кончиком языка (как часовая стрелка) из одного уголка рта в другой. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. Делать движения вправо-влево, симметрично с движением языка. Повторить этапами 4-5 раз.

Биоэнергетика. упражнение "Чашечка"

Из положения «блинчик» приподнять кончик и боковые края языка так, чтобы получилась «чашечка», удерживать под счет от 1-10. На счет 1 сомкнутые пальцы согнуть, удерживать ладонь в форме чашечки одновременно с языком. Повторить этапами 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Индюк"

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы сомкнуты и образуют «чашечку». Одновременно с движением языка производить движения пальцами, выпрямлять и сгибать фаланги. Выполнять под счет 1-10. Повторить этапами 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Маляр"

Улыбнуться, открыть рот.  Под счет 1-10 делать движения широким кончиком языка по небу, от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна. Кисть руки находится горизонтально, ладонью вверх. Пальцы сомкнуты и образуют «чашечку». Одновременно с движением языка производить движения кистью: горизонтальная «чашечка» — вертикальная «чашечка». Повторить этапами 4-5 раз.

Биоэнергетика. упражнение "Лошадка"

Улыбнуться, открыть рот. Присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Под счет 1-10 щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижной!!! Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, соединены в подушечках. Одновременно с движением языка двигаем кистью руки опуская и приподнимая ее вверх не размыкая пальцев (кучер управляет вожжами). Курс под счет 1-10 повторить 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Грибок"

На счет 1 – улыбнуться открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язычок, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Удерживать такое положение под счет 1-10. Вернуться в исходное положение. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 – приподнять фаланги пальцев, округлив кисть. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Гармошка"

На счет 1 – улыбнуться открыть рот. Присосать широкий язык к небу (упражнение «Грибок»). На счет 2 – не отрывая языка, закрыть рот (зубы не смыкать).  Продолжать делать движения под счет, не отрывая языка от неба, закрывать и открывать рот. Кисть руки находится горизонтально, пальцы сомкнуты, кисть округлена. На счет 2 – округление кисти уменьшается. Выполнять упражнение в течение минуты.

Биоэнергетика. Упражнение "Вкусное варенье"

Улыбнуться открыть рот. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу. Полный круг языком от верхней губы до исходного положения совершать под счет 1-8. Пальцы кисти руки сомкнуты. Синхронно с движением языка совершать круговые движения кистью руки. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Расческа"

На счет 1 положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально. На счет 1 провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

Биоэнергетика. Упражнение "Парус"

На счет 1 – улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. На счет 1-10 удерживать язык в таком положении. Вернуться в исходное положение. Кисть руки расположена горизонтально, пальцы сомкнуты. На счет 1 – поднять кисть руки вертикально, немного выгнув вверх и наружу, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.


Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

17.01.2025

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Артикуляционные упражнения

«Заборчик»

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

  • улыбнуться;
  • приоткрыть рот;
  • положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
  • удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
  • важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

« Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.

Хочу такой сайт

 

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

«Футбол»

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики «мячики».

«Змейка»

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Раскраски на звук С.

12.02.2025

1. Раскраски на звук С в словах (в начале, в середине, в конце) :

  • сад, сани, салют, самокат, самолет, самовар;
  • самолет, сарафан, сом, сон, Соня, совы;
  • соты, сокол, собака, сумка, судья, сундук;
  • сыроежка. столяр, скорпион, сын, спутник, скамейка;
  • компас. ананас, автобус, фикус, кактус, редис;
  • оса, лиса, гусак, фасоль, весы, бусы;
  • посылка, матросы, барсук, астра, коса, лесок;
  • босс, матрос, лис, кокос, Денис, космос.

2. Раскраски на определение позиции звука С в слове (начало, середина, конец):

Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (на раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово САНИ. В этом слове звук С стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук — ССССани.

  • сад, фасоль,матрос, барсук, кактус, собака;
  • весы, ананас, сон, астра, босс, сундук;
  • сани, коса, редис, автобус, салют, лесок;
  • самолет, лис, весы, бусы, компас, самовар;
  • совы, кокос, оса, космос, сом, фасоль.

3. Автоматизация звука С в чистоговорках при помощи раскрасок:

Лиса
Са-са-са — вот сидит лиса.
Сы-сы-сы — хвост есть у лисы.
Су-су-су — полюбуюсь на лису.
Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Су-су-су — дети видели лису.

Колесо
Со-со-со — у машины колесо.
Со-со-со — покатилось колесо.
Са-са-са — нет у машины колеса.

Усы
Сы-сы-сы — у кота усы.
Сы-сы-сы — длинные усы.
Су-су су — любит котик колбасу.
Сы-сы-сы — ему мало колбасы.

Лес
Су- су-су — звери прячутся в лесу.
Са-са-са — в лесу живёт в лиса.
Ес-ес-ес — вот густой, дремучий лес.

Ананас
Ас-ас-ас — мы купили ананас.
Су-су-су — ананас домой несу.
Ас-ас-ас — спелый ананас.

Букет
Су-су-су — я букет в руках несу.
Су-су-су — аккуратно донесу.

Оса
Са-са-са – вот летит оса.
Са-са-са – укусила в нос оса.
Сы-сы-сы – не боюсь я злой осы.

Киска
Иска — иска — иска – спит киска.
Иска — иска — иска – сытая киска.
Иска — иска — иска – красивая киска.

Мосты
Сты-сты-сты – строили мосты.
Сты-сты-сты – высокие мосты.
Сты-сты-сты – красивые мосты.

4. Раскраски на автоматизацию звука С в предложениях:

  • Соня и Саня собирают яблоки.
  • Саня поливает сад.
  • Соня и Саня пью сок.
  • У Сони сумка.
  • У аиста сачок.
  • На столе стоит стакан сока.
  • Саня катается на санках с горы.
  • Соня, Саня и Алиса сидят на скамейке.
  • Соня ест суп из миски.
  • Саня кормит свою собаку.
  • Собака стоит под кустом.
  • Саня ест сливы.

Раскраски со звуком С. Автоматизация звука С при помощи раскрасок будет веселым занятием взрослого с малышом. Данные раскраски также будут полезны при обучении детей элементам грамоты.

Раскраски на определение позиции звука С в слове помогут научить ребенка слышать этот звук. Это очень важно , как при автоматизации звуков, так и обучении грамоте.


Дидактическая игра «Предлоги»

31.01.2025

Дидактическая игра «Предлоги»

Дидактическая игра «Предлоги» — красочное игровое упражнение для отработки предлогов «В», «На», «Под», «За», «У». Данная игра состоит из 5-ти больших кругов, с расположенными на них картинками и кружочков с картинками.

Для того, чтобы начать играть сначала необходимо подготовить данное пособие. Для этого скачайте материал, вырежьте большие круглые игровые поля и маленькие кружочки с картинками по контуру, заламинируйте их. Так они прослужат Вам значительно дольше. Для игры Вам также понадобятся прищепки или любые застежки при помощи которых ребенок сможет прикреплять маленькие кружочки к большим игровым полям.

Например: на елке — елочная игрушка; на плите — кастрюля; на диване — плед. Ребенок подбирает необходимую картинку и закрепляет на большом игровом поле при помощи прищепки или другого крепления.

Составлять можно как словосочетания так и предложения. Все зависит от уровня речевого развития ребенка.

Речевой материал:

Предлог «НА» (примеры предложений):

  1. Елочная игрушка висит на елке.
  2. Кастрюля стоит на газовой плите.
  3. Плед лежит на диване.
  4. Подушка лежит на кровате.
  5. На сковороде лежит крышка.
  6. Мама положила зубную пасту на щетку.
  7. Папа поставил коробку на шкаф.
  8. Яблоко лежит на тарелке.
  9. Обед стоит на подносе.
  10. Ваза стоит на столе.
  11. Аист сидит на крыше.
  12. Мама повесила свитер на спинку стула.

Предлог «ПОД»:

  1. Под деревом лежит лист.
  2. Девочка гуляет под зонтом.
  3. Тазик стоит под ванной.
  4. Клубок ниток закатился под диван.
  5. Котенок залез под машину.
  6. Блокнот упал под тумбочку.
  7. Под новогодней елкой стоит подарок.
  8. Под скамейкой лежит камень.
  9. Мячик закатился под кровать.
  10. Под столом лежит коврик.
  11. Собака спит под стулом.
  12. Под крышей — стена.

Дидактическая игра «Предлоги» — красочное игровое упражнение для отработки предлогов «В», «На», «Под», «За», «У». Данная игра состоит из 5-ти больших кругов, с расположенными на них картинками и кружочков с картинками.


Подготовка к обучению грамоте и формирование произносительной стороны речи.

03.02.2025

Подготовка к обучению грамоте и формирование произносительной стороны речи.

Подготовка к обучению грамоте — это одна из основных образовательных областей дошкольного образования.

Польза занятий:

  • данные занятия дадут возможность малышу лучше усвоить знания о многообразии звуков и букв;
  • сформируют представления о словах и о том, что слова состоят со звуков;
  • будут хорошим помощником в формировании фонематического слуха (способность слышать и различать звуки в речи);.
  • при помощи взрослых ребята научатся различать звуки в речи, а значит и правильно их произносить.
  • выполнение данных заданий поможет подготовить малышей к обучению грамоте в старшей группе детского сада и к подготовке к школе.


Каждое занятие содержит подробные инструкции по выполнению заданий. Задания включают в себя: описание изучаемого звука, графическое изображение буквы, прописи букв, множество иллюстраций на звуки, упражнение «Звуковая дорожка», схемы составления предложений, звуко-буквенный анализ слов и другой интересный материал.



Учим ребенка пересказывать.

13.03.2025

Учим ребенка пересказывать.

1. Читайте с ребенком. Предложите ему различные книги или короткие истории, чтобы он мог выбрать то, что ему интересно. Чтение поможет ему развивать навык понимания смысла текста.

2. Обсуждайте прочитанное. Задавайте ребенку вопросы о сюжете, героях и основных событиях. Попросите его рассказать вам, что он запомнил из истории.

3. Разбейте историю на части. Попросите ребенка вспомнить начало, средину и конец истории. Упражнения на последовательность помогут ему структурировать свои мысли и пересказать историю более логично.

4. Используйте визуальные подсказки. Например, вы можете нарисовать картинки или составить с ребенком список ключевых событий и персонажей истории. Это поможет ему ориентироваться и запомнить детали.

5. Практикуйтесь в пересказывании. Попросите ребенка рассказать вам историю снова, используя только ключевые моменты и детали. Поощряйте его находить собственные слова и выражения, чтобы пересказ звучал оригинально.

6. Записывайте пересказ. Предложите ребенку записать свой пересказ на аудио или видео. Это поможет ему развить навык выражения своих мыслей и улучшит его самооценку.Хочу такой сайт

7. Поддерживайте и поощряйте ребенка. Будьте готовы выслушать его пересказы и задайте дополнительные вопросы для стимулирования его мышления. Поощряйте его за старания и успехи.

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Постепенно и систематически проводите эти упражнения, а также давайте ребенку достаточно времени и поддержки, чтобы он мог освоить навык пересказывания по своим способностям.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

26.03.2025

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукойХочу такой сайт

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Истории из жизни

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

Семейное ток-шоу

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

Измени песню

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Наверх

Неделя безопасности

Неделя безопасности прошла в группе №1 с 23 по 27 октября. В ходе которой с детьми ясельной группы проходили игровые познавательные занятия. Они закрепили правила поведения за столом, правила мытья рук, осторожное спускание  по лестнице, узнали про правила дорожного движения (проезжая часть, пешеходная дорожка, светофор, и другое).

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».