Консультация «Боремся с истериками детей с аутизмом»
25.03.2024
Консультация «Боремся с истериками детей с аутизмом»
ковано 25.05.2023 - 9:00 - Климова Оксана Богдановна
Детки с Аутизмом особенные. И истерики их другие. По другим
причинам, другой интенсивности и длительности. Методы борьбы другие. На
ваших детках не работает то, что советуют психологи и мамы во дворе.
Аутисты часто не понимают речь. Им невозможно объяснить! Не умение
владеть собой, сенсорные проблемы, слабая эмоционально-волевая сфера,
физическое недомогание или проблемы с кишечником все это приводит
к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой
причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто
сопровождают Аутизм.
Бороться с капризами Аутистов можно и нужно. Надо просто помнить,
что детки наши особенные и истерики их не простые и неспроста. Зная
техники и методики борьбы с истерикой, понимая и принимая своего
ребенка, нужно самим стать гибкими. Научиться бороться с капризами и
предотвращать истерики можно!
Причины истерик при Аутизме:
Ребенок не может выразить словами свои чувства и желания.
Ребенок не понимает причину неожиданных перемен.
Ребенок не получает от окружающих желаемого.
Ребенок уверен в своем неуспехе и не хочет даже попробовать.
Ребенок играет с игрушками, которые не подходят ему по возрасту и
делают его не успешным в игре.
У ребенка что-то болит или он устал, переутомился, голоден.
Ребенка отрывали от интересного занятия.
У ребенка сенсорная перегрузка, с которой он не может справиться
Ребенка принуждают к общению, которого он не хочет.
Ребенок пытается привлечь внимание взрослых.
Ребенок привык, что все его требования выполняются, если поваляться и
поплакать...
Почему ребенок капризничает и что можно предпринять:
1. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым
восприятием. Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не
понимают значения услышанного). Непонимание речи становится причиной
нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной
поддержки. Если вы используете картинки и карточки, фотографии, видео
ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него
требуют. Систематичные занятия позволят научиться и стать успешным.
2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи.
Отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной
большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно
использовать систему PECS, чаще прислушиваться к тому, что хочет и куда
хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить. И выбрать.
3. Часто пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного
поведения. Самыми распространенными аллергенами являются молочные
продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители.
Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным
состоянием, чувством тошноты, болями в животе, суставах, в результате чего
ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто
срывается. Часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит.
4. Во многих случаях проблемное поведение – это реакция на просьбу или
требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что
таким поведением, можно избежать обучения, занятий, уклониться от
выполнения работы по дому и от любого общения. Решение такой проблемы
может стать только согласованность: все без исключения, кто работает или
просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения просьб,
предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут
повторяться.
5. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это
может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после
длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях
необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее
популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений,
медленное раскачивание или глубокие объятия.
6. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может
начать кричать, портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно
подпитывать интерес ребенка к происходящему вокруг и к целенаправленной
деятельности. Иметь при себе то, что ребенка увлечет и развлечет.
7. Иногда истерики случаются только в садике, а дома их не бывает, или
наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали
стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а педагог не
знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в
постоянном общении и выработали единый подход к нежелательному
поведению.
Как бороться с истерикой:
1. Сохраняйте спокойствие. Оцените ситуацию. Подышите. Настройтесь.
2. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика
показная. Говорите, односложно комментируя чувства ребенка, упал, устал.
3. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что
он избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои
эмоции он просто не умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Будьте рядом, в поле зрения ребенка. Игнорируйте, но не злитесь.
4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение
непонятные ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка
действительно обидели.
5. Может помочь физическая активность. Если причина слез
переутомление или перевозбуждение может сработать попрыгать, полетать,
поскакать, покружить, пощекотать и тем отвлечь, дать разрядится ребенку!
6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях
не работает, например на людях. Дома же можно тренировать свою
выдержку сколько угодно! В общественном же месте постарайтесь вывести
ребенка из людного помещения как можно быстрее. Минимум слов.
7. За истерику ребенка можно и наказать. Но наказание должно быть
моральным и НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или
забрать игрушку, которую он ломает. Четко объявив: нельзя, некрасиво,
успокойся.
8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной
реакции. Для этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно
расправьте спину или поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите
время. Несколько секунд помогут не наломать дров!
9. Смените место действия. Иногда лучше всего срабатывает выйти вместе
или унести ребенка с места истерики. Из магазина, от мультиков или
холодильника. Подальше от того, что расстроило ребенка.
10. Нет зрителей — нет спектакля! Часто помогает просто сделать вид, что
ничего особого не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало
продолжать заниматься своими делами или отвернуться.
11. Будьте категоричны. Скажите твердое нет! Тогда, когда это важно.
Тогда, когда вы готовы и настроились морально на бурю. Никогда не
прогибайтесь именно во время такого демонстративного обучения.
Периодически повторяя, нет и причину отказа. Занимайтесь своими делами.
12. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено
в момент истерики, вы закрепите такое поведение. Не
сомневайтесь, истерики станут чаще и громче, а ребенок в разы
изобретательнее. Если ребенок требует, что-то криками и слезами никогда не
сдавайтесь. Проще один раз переждать бурю, чем постоянно ждать шторм.
13. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики, лучше уединитесь
или выйдите с ребенком на улицу. Ведь ребенок НЕ может себя
контролировать и вникнуть в ваше красноречие. Объяснения бесполезны.
Пение, молчание или шепот может сработать намного лучше слов.
14. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе.
Крепкое объятие может помочь не только успокоить ребенка, но и
сблизиться. Почитайте о Холдинг-терапии больше.
15. Не позволяйте управлять собой и ситуацией. Если ребенок остается в
садике не в первый раз, максимально быстро покиньте комнату. Если
уходите по делам, а ребенок не отпускает. Не затягивайте с расставанием.
Это только удлинит и усилит истерику.
16. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на
осуждающие взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не
мнение окружающих. Выведите или отнесите ребенка на руках туда, где
людей меньше. Лучше на свежий воздух. Не привлекайте посторонних к
воспитанию, не давайте лезть с советами.
17. Скажите свидетелям истерики, что происходит. «У моего
сына аутизм». Сделайте специальные визитки или листовки, в которых
объясняется, что такое аутизм. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения
при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае
необходимости. В общественные места можно одевать футболку: «Я не веду
себя плохо. У меня Аутизм»
ИНСТРУКЦИЯ: если истерика показная, и вы сказали, НЕТ, (подходящее
место и время, будьте твердыми и не уступайте! Переждите бурю в самом
подходящем месте.
Если истерика связана с сенсорной перегрузкой, усталостью, аутизмом,
травмой, утешьте ребенка ЛЮБЫМ уместным и удобным способом.
Попрыгайте, пообнимайтесь. Отвлеките, накормите, дайте игрушку,
вкусность или поиграть в телефон.
Если слезами ребенок пытается отказаться от общения, занятий, просьб и
требований. Научитесь настаивать! Не забывая четко просить, помогать и
хвалить. Ваши слова не шум. Добивайтесь исполнения.
Школа выживания с аутичным ребенком - это трудная школа. Обычные
дети так много понимают и так активно учатся. Ваши детки другие,
особенные. Но и они растут, меняются и обучаются пусть и медленнее. Не
всегда плохое поведение равно плохое воспитание. Но и ваши детки должны
иметь рамки дозволенного, знать, как вести себя хорошо, а когда нехорошо.
Ваша задача быть рядом, помогать, показывать, напоминать, подбадривать,
сглаживать, предугадывать, настаивать и контролировать...