17.03.2022
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной
развивающей среды, который способствует развитию любознательности и
наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о
растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результатом своего труда.
Для того чтобы
поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали
в посадке и последующем уходе за растениями.
Огород на подоконнике, прежде всего,
должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные
особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению
детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных
растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области
цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать
и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого
условия.
Труд в природе
способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат
своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка,
благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением
экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает
нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности
гуманный характер.
Работа по организации
огорода на окне проводится поэтапно: посадка растений, изготовление
таблиц-указателей с названиями и датой посадки; знакомство детей с алгоритмом
по уходу за растениями; подбор художественной литературы о посаженных
растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Далее, наблюдение за ростом
растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов. Знакомство
с художественной литературой, создание картотеки художественного слова,
рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
Составление рассказов о том, как ухаживать
за растениями. Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп,
обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Огород на окне в каждой
группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание
детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Организация посадки.
-Организация огорода на
подоконнике не только занимательное дело, этот процесс развивает ребёнка
во многих направлениях:
-Ребёнок видит, как формируется растение,
усваивает логическую последовательность: семечко, росток, цветок, плод.
-Учится ухаживать за растениями, выполнять
определённые обязанности каждый день, нести ответственность: поливать, рыхлить,
собирать.
-Мини-грядка помогает развить
наблюдательность, т.к. ребёнок замечает мельчайшие изменения в посадках.
-Малыш выполняет полезное взрослое дело сам –
сам делает бороздки, сам раскладывает семена, сам зарывает и поливает, это
повышает его самооценку.
-Происходит развитие
речи, т.к. все действия сопровождаются рассказом - беседой про новые растения,
про посадку, это мотивирует ребёнка описывать свои действия.