Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
03.12.2021
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».
Задачи:
Образовательные задачи:
- обобщить имеющиеся представления детей об электричестве;
- расширять представления о том, где встречается электричество и как оно помогает человеку.
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
Воспитательные задачи:
закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов,
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Чтение познавательной литературы:
1. Богданов В. В., Попова С. Н. «Истории обыкновенных вещей»
2. Дитрих А., Юрмин Т. А., Кошурникова Р. Р. «Почемучка»
3. Нефёдова К., «Бытовые электроприборы. Какие они? »
4. «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей)
Чтение стихотворений и загадок об источниках света, рассматривание картинок и иллюстраций.
Рисование источников света, осветительных приборов.
Какие светильники с лампами освещают наши квартиры и улицы.
Словарная работа:
Экспонат, экскурсовод, музей, лучина, керосиновая лампа, свеча, фитиль.
Оборудование и материалы:
Презентация: «История лампочки»
подсвечники, линейки, шарики,
шерстяная ткани, пенопласт, керосиновая лампа, электрические лампочки разного вида, свеча в подсвечнике и, настольная лампа, бра.
Выставка подсвечников.
– Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным
- А хотите узнать, куда мы отправимся?
Ответы детей.
- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?
Ответы детей:
- Но как же мы туда попадем?
Предполагаемые ответы детей (на самолете).
Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.
Предполагаемые ответы детей (на поезде).
Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.
- А, я знаю, в этом нам может помочь река времени.
Дети встают на голубую ткань (имитация реки).
- Что произошло?
Ребята, вы видите, мы очутились в прошлом времени.
А вы ребята знаете, что такое электричество?
Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)
( слайд 1) рассказ воспитателя
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду.
У них даже одежда была сшита из шкур животных
Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды)
(Слайд 2)
Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
(опасно, его нужно держать в руках)
(Слайд 3)
И люди придумали другой вид освещения фитиль. Для этого топили жир животных наливали в чашу и делали фитиль. Такой фитиль можно увидеть и в наше время, это Вечный огонь.
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.
(Слайд 4)
Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Под светцом ставили ведро с водой или другую ёмкость, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, что может произойти?
Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.
Потом люди придумали свечу
(слайд 5) .
Первые свечи появились около2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно убрать, тогда и придумали специальные подставки под них – канделябры, (подсвечники).
- А теперь посмотрим, какие бывают подсвечники (выставка подсвечников).
Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика).
- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, (звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)
Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?
Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)
- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут.
- На смену свечке пришла керосиновая лампа.
(Слайд 6)
Керосиновая лампа - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Светит ярко, но не солнце,
Свет идет не из оконца,
Ночью освещает дом
И висит под потолком.
Выключаем и включаем,
Словно солнце зажигаем.
Что висит над головой,
Прогоняет мрак ночной?
( Слайд 7 )
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.
Почему горит лампочка, что заставляет её работать, вы узнаете из загадки:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.
Сейчас вы узнали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
загадки:
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор.
Глотает он и пыль и сор. ( Пылесос)
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море. (Утюг)
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. ( Холодильник)
Электричество рождается на больших электростанциях
(слайд )
Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку.
(слайд 9) .
Игра «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)
Всегда ли электрический ток бывает безопасным
– Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет?
А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?
- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда уровень жизни каждого человека зависит от достижений науки и техники. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?
Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Электричество может быть и опасным – это каждый должен знать!
Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)
Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы,
нельзя браться мокрыми руками,
трогать оголенный провод,
выдергивать вилку за провод.
А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.
Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловить электричество.
Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.
Открываем глаза, оказались в волшебной стране, попробуем сделать предметы волшебными.
Опыты:
1. «Геркулес на шарике». Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику, потому что на нём появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. «Ожившие волосы».
Потереть расчёску о шерстяную ткань, дотронуться до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи шерстяных вещей, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
Какие стали предметы? (Электрическими).
Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Спросить какие игрушки есть у вас дома на батарейках?
Физкультминутка:
1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — тихонечко всем сесть.
Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!
2. Заключительная часть
Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки.
ИТОГ занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
Ответы детей.
- Вам было интересно?
Ответы детей
- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).
Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»
- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.
– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать я рада.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.01.2022
Дата обновления: 04.01.2022
Дата публикации: 03.12.2021