Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

03.12.2021

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

  Тема: «Путешествие в прошлое лампочки».

Задачи:

Образовательные задачи:

- обобщить имеющиеся представления детей об электричестве;

- расширять представления о том, где встречается электричество и как оно помогает человеку.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы,

Воспитательные задачи:

закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

- вызывать радость открытий, полученных из опытов,

- воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Чтение познавательной литературы:

1. Богданов В. В., Попова С. Н. «Истории обыкновенных вещей»

2. Дитрих А., Юрмин Т. А., Кошурникова Р. Р. «Почемучка»

3. Нефёдова К., «Бытовые электроприборы. Какие они? »

4. «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей)

Чтение стихотворений и загадок об источниках света, рассматривание картинок и иллюстраций.

Рисование источников света, осветительных приборов.

Какие светильники с лампами освещают наши квартиры и улицы.

Словарная работа:

Экспонат, экскурсовод, музей, лучина, керосиновая лампа, свеча, фитиль.

Оборудование и материалы:

Презентация: «История  лампочки»

подсвечники, линейки, шарики, шерстяная ткани, пенопласт, керосиновая лампа, электрические лампочки разного вида, свеча в подсвечнике и, настольная лампа, бра.

Выставка подсвечников.

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным

- А хотите узнать, куда мы отправимся?

Ответы детей.

- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

Ответы детей:

- Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

- А, я знаюв этом нам может помочь река времени.

Дети встают на голубую ткань (имитация реки).

     - Что  произошло?

 Ребята, вы видите, мы очутились в прошлом времени.

А вы ребята знаете, что такое электричество?

Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)

( слайд 1)   рассказ воспитателя

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду.

 У них даже одежда была сшита из шкур животных

 Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) А еще, факел не только освещает, но им еще зажигают олимпийский огонь (слайды)

 (Слайд 2)

Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?

(опасно, его нужно держать в руках)

(Слайд 3)

И люди придумали другой вид освещения  фитиль. Для этого топили жир животных  наливали в чашу и делали  фитиль. Такой фитиль можно увидеть и в наше время, это Вечный огонь.

- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину.

 (Слайд 4)

 Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Под светцом  ставили ведро с водой  или другую ёмкость, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, что может произойти?

Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.

Потом люди придумали свечу

 (слайд 5) .

 Первые свечи появились около2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно убрать, тогда и придумали специальные подставки под нихканделябры, (подсвечники).

- А теперь посмотрим, какие бывают подсвечники (выставка подсвечников).                       

 Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика).

- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечиДыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут.

- На смену свечке пришла керосиновая лампа.

 (Слайд 6)

Керосиновая лампа  - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Светит ярко, но не солнце,
Свет идет не из оконца,
Ночью освещает дом
И висит под потолком.
Выключаем и включаем,
Словно солнце зажигаем.
Что висит над головой,
Прогоняет мрак ночной?Хочу такой сайт

 ( Слайд 7 )

Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретательАлександр Николаевич Лодыгин.

Почему  горит лампочка, что заставляет её работать,  вы узнаете из загадки:

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжётся в доме свет.

Сейчас вы узнали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

загадки:

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор.
Глотает он и пыль и сор. ( Пылесос)

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море.  (Утюг)

 Летом папа наш привез

В белом  ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. ( Холодильник)                      

Электричество рождается на больших электростанциях

 (слайд )

Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку.

(слайд 9) .

Игра «Ток бежит по проводам»

Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)

Вы ребята провода

Змейкой прямо через лес

Вот и к нам он в дом залез

Ну-ка ток замри (замирают)

И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)

Всегда ли электрический ток бывает безопасным

 

Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет?

 А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, когда уровень жизни каждого человека зависит от достижений науки и техники. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборыА если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?

Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

 Электричество может быть и опасным  – это каждый должен знать!

 Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)

Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы,

 нельзя браться мокрыми руками,

трогать оголенный провод,

выдергивать вилку за провод.

А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.

Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловить электричество.

Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.

Открываем глаза, оказались в волшебной стране, попробуем сделать предметы волшебными.

Опыты:

1. «Геркулес на шарике». Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не произошло).

Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику, потому что на нём появилось электричество из волос)

Вывод: Электричество живет в волосах.

2. «Ожившие волосы».
Потереть расчёску о шерстяную ткань, дотронуться до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Это игровое электричество живет не только в волосах. Девочки возьмите пластмассовые шарики, а мальчики-линеечки. Прикоснитесь к перышкам.

Что вы видите? (лежат спокойно).

Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи шерстяных вещей, которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество. Прикоснитесь шариками к пенопласту, а линеечками к перышкам. Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).

Какие стали предметы? (Электрическими).

Как они стали электрическими?

Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Спросить какие игрушки есть у вас дома на батарейках?

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться

Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть —  тихонечко всем  сесть.

Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!

2. Заключительная часть

Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки.

ИТОГ занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

- Вам было интересно?

Ответы детей

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям

- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать я рада.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 04.01.2022

Дата обновления: 04.01.2022

Дата публикации: 03.12.2021

Наверх

Неделя безопасности

Неделя безопасности прошла в группе №1 с 23 по 27 октября. В ходе которой с детьми ясельной группы проходили игровые познавательные занятия. Они закрепили правила поведения за столом, правила мытья рук, осторожное спускание  по лестнице, узнали про правила дорожного движения (проезжая часть, пешеходная дорожка, светофор, и другое).

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».