«Адаптация детей к детскому саду. Создание благоприятных условий для её протекания».
01.09.2021
Консультация для родителей
«Адаптация детей к детскому
саду. Создание благоприятных условий для её протекания».
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша
это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,
незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером
дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны:
ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить
адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием
посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются
и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это
связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети
и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка.
Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд
педагогов.
Ребенок:
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать
сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие
изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому
взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к
нему;
• особенности нового пространственно-предметного
окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными
негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе
страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни
со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо
падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания
(последствия стрессовой ситуации).
Родители:
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным
причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными
потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно
поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно
тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда
малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие
проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения
детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с
гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы
ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка,
причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть
руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим
(как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и
пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются
слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что
скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой
период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с
обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного
контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется
подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог:
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у
него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым.
Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в
коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо
наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и
сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы
детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания,
накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада
не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит,
впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому
- адаптация.
Выделяют три степени
адаптации:
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ,
переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент,
когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются
регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с
желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в
группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него
появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания;
более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для
конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация -
это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.
А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством,
где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно
отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни
привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не
могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют
следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков
самообслуживания;
4. Умение общаться со
взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной
и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего
режима к режиму детского сада;
С какими трудностями
приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не
испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В
этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для
подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и
сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том
же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед
незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в
полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка
к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что
ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще
болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально
привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку
сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка,
особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований
к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет
на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать
некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на
горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то
привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке
взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых
сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из
бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада,
то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают
слезы у ребенка:
1. Тревога, связанная со
сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и
в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое
пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
2. Режим. Ребенку бывает
сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к
определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
3. Психологическая
неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может
быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это
происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Отсутствие навыков
самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен
уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
-
активно участвовать в одевании, умывании.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.09.2021
Дата обновления: 01.09.2021
Дата публикации: 01.09.2021